Сания Яруллина - первая женщина-пилот нашего края

4 марта 2021 г., четверг

Первой женщиной-пилотом в нашей республике является выпускница Казанского аэроклуба Осоавиахим и сотрудница ТатЦИКа ТАССР Сания Яруллина. В канун Международного женского дня 8 Марта в рубрике «Страницы нашей истории» хотелось бы рассказать  об этой замечательной летчице, а еще и о многих тех, кто стоял у истоков Казанского аэроклуба и оборонной организации республики.

Сотрудница ТатЦИКа Сания Яруллина оказалась самой первой женщиной-пилотом Татреспублики. Местные газеты даже утверждали, что С.Г. Яруллина – первая женщина-аэронавт в СССР. Пусть последнее утверждение весьма спорное, но в нашем крае она была, действительно, первой.

Тридцатые годы ХХ века были для СССР эпохой широкого привлечения молодых кадров в наиболее перспективных направлениях деятельности, способствующих развитию и укреплению потенциала страны. Авиация, как развивающаяся, технически инновационная отрасль, на тот момент являлась одним из флагманов таких перспективных направлений. Государство на счёт подобных направлений имело широкие планы. Серьёзное внимание стали уделять воспитанию будущих кадров именно для таких отраслей.

Занятия в авиамодельном кружке Осоавиахим Татарии, начало 30-х гг.

Велась активная пропаганда развития технических видов творчества среди подрастающего поколения, стране требовалось растить грамотную смену. Со школьных лет пробуждали интерес к авиации, развивая широкую сеть авиамодельных кружков. Для более зрелого юношества имелись школы планеристов. В ряде крупных городов имелись аэроклубы. Безусловно, такая массовая подготовка кадров предполагала и цели оборонно-военного характера. И кружки авиамоделизма, и школы планеристов были тесно связаны с Осоавиахимом – весьма серьёзной военизированной общественной организацией общегосударственного статуса. Республиканское подразделение оборонного общества – Татосоавиахим - кроме привлечения людей непосредственно призывного возраста, занимался и снабжением авиамодельных кружков при пионерских организациях и школах Татреспублики. Расчёт за авиамодельное имущество и его получение осуществлял Татснабосоавиахим (отдел военно-наглядных пособий), располагавшийся по адресу ул. Баумана, 55. За пределами Казани – в Чистополе, Мензелинске, Бугульме, Тетюшах и Наб.Челнах, это осуществлялось через Межрайсбыт.

Казанский аэроклуб, 1935 год. Фото из архива С. Красильникова

В 1932 году была организована школа летчиков-планеристов Татосоавиахима, возглавляемая начальником школы тов. Шашабриным. В мае 1933 года был основан Казанский аэроклуб Осоавиахим, руководителем которого стал А.Н. Павлов.

К началу 1934 года уже было подготовлено 47 пилотов и 200 планеристов, в их числе 32 инструктора. Первые в Татарстане парашютные прыжки с самолёта выполнены в Казани 12 июня 1934 года. Первые инструктора, обученные Школой летчиков-планеристов, в свою очередь организовали 14 летно-планерных кружка и 2 станции.  

11 января 1935 года состоялся 1-й выпуск лётчиков - 9 чел., в их числе первая лётчица-татарка Сания Гематутдиновна (по некоторым данным – Габдрахмановна) Яруллина. Но сначала Яруллина прошла курс обучения в школе пилотов-планеристов (1932 – 1933).

Курсант Казанского аэроклуба Осоавиахим Татарии Сания Яруллина, 1934 год.

Летала в воздухоплавательной группе. Совершила на аэростате несколько полетов продолжительностью по 3-4 часа каждый. Продолжила совершенствование своих аэронавтических навыков в Казанском аэроклубе.

В аэроклубе будущим пилотам преподавали теорию и практику пилотажа. Практические занятия сначала проходили на аэропланах на Арском поле.

Сания (или, как ее называли, Соня) Яруллина говорила: «Сначала было трудно летать в зимних условиях, не всякому под силу подниматься на машине на высоту 600—800 метров, где вас обжигает леденящий ветер. Часть слабых отсеялась, но зато те, кто остались, занимаются с огромным интересом и воодушевлением. Уже ни пурга, ни ветер не могут удержать молодых энтузиастов пилотажа от борьбы за овладение летным мастерством».

В аэроклубе. Казань, середина 30-х гг. Сергей Филиппов (в 1942 г. погиб в воздушном бою) и Клавдия Бадаева (в годы войны командир авиаотряда). Фото из архива С. Красильникова

Чтобы собрать средства на самолеты, Казанский аэроклуб устраивал аэромассовки, показательные парашютные прыжки, совершал агитполеты. Трудовые коллективы фабрик и заводов «добровольно» жертвовали средства на развитие авиации, и в итоге аэроклубу удалось купить самолеты «Пионер», «Большевик», «Медикосантруд», планеры и парашюты. А 27 февраля 1934 года на IV съезде ударников-изобретателей и рационализаторов в Татарском академическом театре, казанскому аэроклубу был передан еще один новый самолет - «Изобретатель Татарстана».

Будучи курсантом аэроклуба, 10 марта 1934 года совместно с другим курсантом - Е.Н.Жилиным (своим будущим мужем), она совершала агитполет «Красная Татария» по районам Татреспублики, на аэростате. Агитполет был организован редакцией газеты «Красная Татария» совместно с Татосоавиахимом. Аэростат был щедро оснащен листовками, макетами для колхозных бригадных газет и прочей агитационной информацией.

Причём, управление аэростатом оба курсанта взяли на себя по собственной инициативе. Жилин, работал в аэропорту и ещё до обучения в школе планеристов и аэроклубе, летал на аэростате в воздухоплавательной группе Татосоавиахима. В подготовке аэростата к полёту активное участие принял ещё и третий курсант аэроклуба - Н.И.Елисеев, являвшийся слесарем трампарка. Также как Жилин и Яруллина, он обучался в аэроклубе без отрыва от производства.

Несомненно, будучи выпускниками школы планеристов и курсантами аэроклуба Яруллина и Жилин хорошо владели техникой полета на аэростате. Это был не первый их совместный полет. Ещё 18 февраля 1933 года на аэростате малого объёма ВР-11 (вместимостью 500 куб.м.) они продержались в воздухе 5 часов, покрыв расстояние около 700 км. Посадку проводили в сложных условиях ночью, за линией Пермской железной дороги, в 150 км от ближайшей железнодорожной  станции. Но полет и посадка были совершены вполне успешно, без единой поломки.

Первый выпуск Казанского аэроклуба Осоавиахим Татарии. 11 января 1935 г.

11 января 1935 года, в ознаменование первого выпуска пилотов летчиков-комсомольцев, успешно окончивших обучение летной школы Казанского аэроклуба, без отрыва от производства, Президиум ЦИК Автономной Татарской Социалистической Советской Республики (А.Т.С.С.Р.) издал постановление. Оно, в частности, предписывало предприятиям и учреждениям г. Казани, где выпускники состоят на работе, обеспечить им месячный отпуск. А профсоюзам организаций рекомендовано было обеспечить выпускникам места в домах отдыха. Начальник казанского аэроклуба тов. Павлов этим же постановлением был награжден Грамотой Правительства А.Т.С.С.Р. и красными штанами с лампасами. Грамотами были награждены командир звена летной части Ефимов и инструктор-летчик Литвинов. Отдельным пунктом постановления выпускаемый аэроклубом летчик-пилот тов. Яруллина награждалась посылкой на курорт (так значилось в документе) от ЦИК А.Т.С.С.Р. Кроме того, удовлетворялось ходатайство коллектива аэроклуба и комсомольских организаций Татреспублики о присвоении аэроклубу имени 15-летия Татарского комсомола. В том же году имя отважного пилота, комсомолки-татарки Сони Яруллиной стало известно за пределами республики.

А уже в 1935 год Соня Яруллина отправили учиться в Ульяновск, в летно-инструкторскую школу.

До начала Великой Отечественной войны Казанским аэроклубом Осоавиахим ТАССР  и его филиалами (в г. Чистополь и при Казанском авиационном институте) были подготовлены более 400 лётчиков, 120 лётчиков-инструкторов, 240 планеристов, 1500 парашютистов-спортсменов, 116 авиамоделистов.

В центре - Соня Яруллина

Естественно, Соня, вернее, Сания, была первой, но не единственной летчицей в Казани. Еще до войны более 6 тысяч девушек из Татарии получили свидетельства пилотов - сотни из них впоследствии стали военными летчицами.

Например, Александра Парвицкая - одна из первых выпускниц КАИ (1934) -  вспоминала, что в годы ее учебы в институте был создан филиал аэроклуба Осоавиахим и студентов учили летать на самолетах У-2.

В Казанском авиаотряде гражданской авиации до войны летали Елена Малютина и Тамара Мелашвили. Затем они воевали на пикирующих бомбардировщиках Пе-2. Вслед за мужем ушла на фронт Вера Степанова. Комиссаром женского истребительного полка была назначена и прошла славный боевой путь Вера Тихомирова.

 В тылу же летчицы сменяли мужчин, улетевших на фронт. Командир авиаотряда Клавдия Бадаева награждена орденом Красной Звезды – одна из тех, кто с первого до последнего дня войны учила летному делу молодежь. Рашиде Баировой не довелось попасть на фронт, как ее подруге по Херсонской авиашколе и землячке-татарке Магубе Сыртлановой, одной из знаменитый «ночных ведьм»,  впоследствии ставшей Героем Советского Союза. После окончания школы Осоавиахим Баирову в 1940 году отправили работать в Казанский аэроклуб, затем преподавать в спецшколе ВВС, а в 1942-м - на комсомольскую работу в организации Татарии и Обком ВЛКСМ.

В Казани во время войны летали Вера Моштакова, Ксения Андриенко-Абдрашитова, Нина Корытова, Евгения Рачко, Мария Мерецкая, Рашидя Баширова, работали летчики-инструкторы В. Ремнева, М. Малышкина, Алексашина, А. Григорьева, З. Кузьмина, инструктор-парашютист, впоследствии мировая рекордсменка А. Гудина. С ними работали те немногие мужчины, которых не отпускали на фронт - В. Ремнев, С. Алексеев, А. Коробов, Ермаков, Нуруллин, начальник объединенных с Казанским аэроклубов Москвы и Ленинграда – Александр Леонтьевич Кармин (в 1941 - 1942 гг., потом воевал до самой Победы). Именно их самоотверженным трудом -  всех перечисленных и не названных здесь их товарищей - за годы войны были подготовлены и отправлены на фронт сотни авиационных специалистов.

Важную лепту в подготовку боевых резервов, кадров для фронта внес Осоавиахим (впоследствии ДОСААФ) Татарии и, в том числе, конечно же, Казанский аэроклуб. За годы войны в организациях Осоавиахим ТАССР - клубах, секциях и кружках прошли военное обучение 186 тысяч человек. Среди выпускников и сотрудников Казанского аэроклуба - Герои Советского Союза М.П. Девятаев, А.С. Калашников, Б.М. Васильев, К.В. Новосёлов, Г.Р. Павлов, Л.М. Соколов, Б.С. Чекин, Н.Н. Аржанов, Г.К. Мосолов, П.М. Никоноров, П.С. Никифоров, А.С. Казаков, дважды Герой Советского Союза Н.Г.Столяров, заслуженные летчики-испытатели, легендарные инструктора, парашютисты, медицинские работники, техники.

В целом, по Татарии в подразделениях Всевобуча, Осоавиахима и общества Красного Креста в 1941-1945 годах подготовлено 350 тысяч бойцов по более чем 30-ти военным специальностям: летчики, парашютисты, снайперы, пулеметчики, радисты, телефонисты, водители автомобилей, мотоциклисты, санитары, мотористы  и др. И каждый из них внес свой вклад в общую нашу Победу!

 

 

Пресс-служба ДОСААФ РТ,

По материалам Государственного архива РТ, Музея истории ДОСААФ РТ, публикациям Людмилы Губеевой («Реальное время»), Рустема Ахунова (KRAEVED_16), Екатерины Донских и Равиля Вениаминова («Аргументы и факты»). 

 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International